Записки Сэмюела Пипе

Сэмюел Пипе  (1632-1703) является автором самого знаменитого описания Лондона второй половины XVII века. У Пипса был принцип — писать только о том, что видел собственными глазами. Так он и поступал, а когда зрение начало изменять ему, то бросил это занятие. Результатом стали прославленные дневники — монументальный труд в миллион с четвертью слов, намеренно запутанный при помощи многочисленных стенографических символов, зеркального письма и доморощенного эсперанто, специально разработанного языка для общеевропейского пользования.Описание Пипса охватывает почти десятилетний период — 1660-1669 годы, — в течение которого в Англии случилась Реставрация (Пипе самолично находился на борту судна, которое доставило Карла II из вынужденного изгнания домой; он также присутствовал на церемонии коронации и «допраздновал-ся» до такой степени, что заснул в луже собственной блевотины). Пипе стал свидетелем Великой чумы (вопреки всем уговорам он отказался покидать столицу в ту страшную годину) и Великого пожара (Пипе был тем самым человеком, который принес печальные известия в Вестминстер королю; затем он приказал матросам взорвать дома по соседству с собственной конторой — дабы создать противопожарную полосу и оградить от огня важные документы).

За свою жизнь Пипсу довелось занимать множество ответственных постов: он служил в Адмиралтействе в качестве военно-морского администратора, дважды становился членом парламента, являлся управляющим лоцманской службы (правление помещалось в Тринити-хаус) и текстильной «Уоршипфул Компани», был президентом Королевского общества. А уж сколько неофициальных ролей пришлось переиграть этому человеку — гурман, флейтист, знаток искусства, волокита, сплетник, жертва моды и узник Тауэра… всего и не перечесть.

Помимо прочего, Пипе был страстным библиофилом, именно ему молва приписывает изобретение застекленных книжных шкафов. После смерти он завещал огромную библиотеку в три тысячи томов (к тому же, снабженную подробным каталогом) своей альма-матер — колледжу Св. Магдалены в Кембриджском университете.

В настоящее время существуют несколько мемориальных табличек, связанных с именем Сэмюела Пипса. Одна из них гласит, что родился он в Солсбери-Корт, другая сообщает, будто в отставку он вышел на Бэкингем-стрит, а еще одна дощечка висит на стене одного из домов на Ситинг-стрит — там, где располагалась официальная резиденция Пипса. Здесь же установлен небольшой бюст, замечательно передающий характерные черты летописца — живость и насмешливость. Напротив, на Харт-стрит, сохранилась старинная средневековая церковь Св. Олафа («наша собственная церковь»), где покоится прах Пипса — рядом с останками его жены.

Мы можем полюбоваться на трогательный памятник этой многострадальной супруге: ее всепрощающий взгляд устремлен на место последнего упокоения непутевого Сэмюела Пипса. В Национальной портретной галерее хранится портрет великого мемуариста, выполненный за 14 фунтов Джоном Хейлсом. На нем Пипе, облаченный в шелковые индийские одежды, стоит, устремив взгляд через плечо на неведомых потомков (кстати сказать, эта эффектная поза стоила нашему герою больной шеи). В руке он держит ноты своего музыкального творения — написанной незадолго до того песни «Красота миновала». Желающие могут посетить небольшой музей Сэмюела Пипса, расположенный в живописном средневековом здании (оно тоже пережило Великий пожар) на Иннер-Темпл-лейн. Одна из комнат, оформленная декоративными панелями, носит название «комнаты принца Генриха».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *