Частное видение

Книга «Лондон, который я постиг» (1962) В. С. Притчетта является, по сути, размышлением. Признанный мастер короткого рассказа взвешивает достоинства Лондона и его жителей, анализирует, каким образом формировался город — по его мнению, в этом большую роль сыграли Жадность и Стихия, а не Интеллект и Планирование.
Притчетт размышляет о Лондоне, с его путаницей и нелепицами, с его сословностью и замкнутыми группами, с его предпочтением улочкам и небольшим площадям по сравнению с широкими проспектами и открытыми пространствами, с его навязчивой идеей «собственности, приватности и порядка». Петтикоут-лейн и Уголок ораторов, «трудяга» Темза, Пипе и Дефо, «Лондонская беседа», «Красавчик» Браммел, Диккенс и «готическое возрождение» — все это привлекает пристальное внимание Притчетта, потому что выражает самую душу Лондона. В книге отсутствует алфавитный указатель, бессмысленно снабжать алфавитным указателем монолог автора. Зато здесь масса иллюстраций — запоминающихся, берущих за душу черно-белых фотографий Эвелин Хо-фер, «лондонского Картье-Брессона», Каналетто городской грязи и копоти.

Ее работы воссоздают пронзительную и мучительную панораму города моего детства, разоренного, разбитого, покрытого сажей, усеянного воронками от разрывов бомб, туманного и таинственного. В общей сложности в книге содержится сто восемнадцать фотографий. Темза, аббатство, парки и рынки, пабы и дома с сохранившимися викторианскими интерьерами — одновременно скромный и величественный образ. В то время Лондон еще не обнажил головы, не стал простоволосым. Элегантный обитатель Сити красуется у цветочного прилавка в щеголеватом котелке. Рядом с ним мы видим полицейских в шлемах, гвардейцев в мохнатых шапках из медвежьего меха, контролеров в фуражках с козырьком, городских курьеров и швейцаров в увенчанных кокардой цилиндрах, ветеранов из Челси в своих традиционных кепи, биллинсгейских разносчиков рыбы в средневековых кожаных шапках со специальными подставками для корзин, спекулянтов с Портобелло-роуд в замасленных фетровых шляпах с обвисшими полями, докеров, лодочников и таксистов в матерчатых кепках. На фотографиях практически все лица — за исключением своих маленьких чернокожих мальчиков (скупой заголовок гласит: «Ноттинг-Хилл») — белые.
Полной противоположностью панорамы Притчетта является «Ледвилль» Эдуарда Платта — потрясающее по своему воздействию, тяжелое, с оттенком клаустрофобии микроисследование участка Вестерн-авеню между Уайт-Сити и Хангер-лейн Джиратори. Оно появилось на свет в период между 1995 и 1998 годами и было посвящено неудачному проекту транспортной развязки в указанном месте. Попытка с треском провалилась, исковеркав при этом жизнь людей, которых так или иначе коснулось строительство. Книга — то резко обличительная, то элегичная по стилю, а то и вовсе напоминающая донесения с линии фронта — подробно описывает, как местные жители ведут нескончаемую войну с шайками бродяг и наркоманов, осаждающих эти места. Некогда ухоженные садики и дворики приходят в запустение, возникают заросшие пустыри — дикая природа отвоевывает пространство обратно. Это роман-медитация на тему, что нам принес технический прогресс, что вездесущий автомобиль сделал нам, а не для нас; роман совершенно диккенсовский — по той галерее трагикомических персонажей, которых писатель изображает в декорациях унылого загаженного пригорода, и абсолютно оруэлловский — по своему мрачно-пророческому смыслу.
«Лондонская кольцевая» Иэна Синклера, написанная в 2002 году, стала результатом скитаний автора по трассе М25. Это история паломничества в пустоту, экстравагантной затеи, в ходе которой необычайно эрудированный автор путешествует в обществе таких же эксцентричных спутников. Состав компании постоянно меняется, герой встречает все новых чудаков по мере того, как продвигается по пустынной, отравленной земле, по которой разбросаны какие-то элитные постройки, убежища, туннели, резервуары, бункеры и заброшенные площадки для гольфа. В романе Синклера встречаются и Дракула, и Купол — по мере того, как автор сочетает жадное любопытство Мэйхью с инвективой Кобблета («Прогулка по сельским местам») в своей прозе, одновременно сжатой и искрометной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *